Volkswagen. От фюрера - народу
История основания концерна Volkswagen весьма необычна. Все началось с идеи создания немецкого «народного» автомобиля. Причем, идея эта принадлежала самому Гитлеру. Выступая с трибун, он громогласно хвастался, что скоро рабочие заводов и фабрик перестанут ходить на работу пешком, а будут приезжать туда на собственных автомобилях. Скорее всего, это был политический ход, призванный укрепить преданность простых слоев немецкого общества национал-социалистической партии и лично Гитлеру. Поскольку многие из рабочих не могли заплатить даже ту небольшую цену, которая изначально закладывалась в «народный» автомобиль (990 марок), им предлагалась государственная программа накопления средств, необходимых для покупки. Заключалась она в том, что из зарплат рабочих, желающих купить машину, удерживалась ежемесячно небольшая сумма в течение нескольких лет. В отличие от современных форм кредита, автомобиль сразу не выдавался. Свыше 300 000 человек изъявило желание купить «народный автомобиль» по этой программе. Никто из них не получил машину, поскольку началась Вторая мировая. После войны вкладчикам была обещана лишь скидка при покупке послевоенных «Фольксвагенов».
Существует небольшой набросок, сделанный рукой Гитлера, в котором он отобразил свое представление о том, как должен выглядеть Volkswagen. После определения ключевых пунктов проекта, начался поиск конструктора, который мог бы воплотить идею фюрера. Гитлер провел совещание с коммерческим директором компании «Даймлер-Бенц» Якобом Берлином, и он посоветовал привлечь известного, и уже проявившего себя Фердинанда Порше. Выбор был не случайным, поскольку Порше занимал должность главного конструктора «Даймлер-Бенц», где успешно разрабатывал спортивные модели Mercedes, а до того также - множество легковых автомобилей (в том числе, и с гибридными силовыми установками), двигатели для летательных аппаратов - самолетов и дирижаблей.
22 октября 1936 г. Гитлер лично осмотрел первые прототипы. Автомобили получились похожими на рисунок фюрера. В их конструкции Порше также использовал собственные ранние разработки, воплощенные в прототипах Type-12 (1931-32 г.г.) и Type-32 (1933-34 г.г.) - автомобилях, созданных для компаний NSU и Zundapp, но которые так и не стали серийными моделями. В свою очередь, эти два прототипа были созданы Фердинандом Порше, очевидно, под сильным влиянием чертежей другого известного австрийского конструктора Бела Барени. В 1954 г. тому удалось доказать в судебном порядке свое первенство в разработке первого Volkswagen. Задолго до Порше, в 1926 г. Барени создал чертеж автомобиля, очень похожего по внешнему виду, по концепции на Volkswagen KDF (так назывался первенец «Фольксваген» поначалу, прозвище «Жук» он получит позже с легкой руки американских журналистов).
Судя по всему, Гитлер остался доволен просмотром прототипов, поскольку в 1938 г. в городе Вольфсбурге был открыт завод, предназначенный специально для производства «народного» автомобиля. Но до войны было выпущено всего несколько десятков машин. В военный период Порше приложил руку к созданию для армии автомобилей повышенной проходимости и амфибий, построенных на базе Volkswagen KDF, таких тяжелых танковых монстров, как «Тигр», «Королевский Тигр», «Маус», самоходка «Фердинанд». За это он и его сын Ферри, тоже конструктор, поплатились после войны. Оба были арестованы по инициативе правительства Франции. Каждый из них, получив тюремный срок, вскоре был выпущен. В 1947 г. старший Порше был полностью оправдан. Отец и сын снова принялись за автомобилестроение.
Фольксваген «Жук» заинтересовал англичан, в зоне оккупации которых, оказался завод в Вольфсбурге. Они сделали заказ на 20 000 автомобилей. В 1946 г. выпускается тысячный «Жук». В 1947 г. голландский предприниматель Бен Пон, впечатленный демонстрацией «Жука» на ярмарке в Ганновере, подписывает соглашение об экспорте Volkswagen за границу. Обороты популярности автомобиля начали нарастать гигантскими темпами. Заказы стали поступать из стран Европы, а в 1949 г. несколько «Жуков» было отправлено в США. В 1951 г. умирает от инсульта Фердинанд Порше.
1950 г. стал годом рождения еще одной модели, ставшей знаменитой на весь мир и выпускающейся до сих пор, - Volkswagen Transporter. Первое поколение носило название Bulli. Уже к 1954 г. было выпущено 100 000 этих микроавтобусов. В 1956 г. компания даже открывает специальный завод для сборки Volkswagen Transporter. Машина выпускалась в разных модификациях - пассажирской, грузовой, для полицейских, пожарных, почтовых служб. В 1955 г. совместно с немецкой компанией Karmann и итальянской Ghia, была создана спортивная модель Volkswagen Karmann-Ghia. Итальянский дизайн машины в духе своего времени сделал ее очень популярной. Автомобиль выпускался в версиях купе и кабриолет. Всего было выпущено 440 000 авто этой модели.
В 1965 г. «Фольксваген» становится владельцем «Ауди», выкупая компанию у «Даймлер-Бенц». В этом же году появляется серия моделей Volkswagen 1600. Через 2 года эти модели стали оснащать автоматической коробкой передач. А в 1969-м «Порше» и «Фольксваген» выпускают совместную двухместную модель Volkswagen Porsche 914. Она оснащалась оппозитным двигателем на 4 или 6 цилиндров, мощностью 80 и 100 л.с. - соответственно. К сожалению, популярностью у покупателей она не пользовалась.
Словно предугадав, чего именно ждут покупатели от «Фольксвагена», в 70-х г.г. концерн выпускает целую обойму бестселлеров. Это такие знаменитые модели, как Passat (1973 г.), Golf (1974 г.), Scirocco (1974 г.), Polo (1975 г.). О популярности можно судить, например, по объемам выпуска модели Golf. Спустя два с половиной года после начала производства, был собран 1 млн. автомобилей этой модели. В связи с мировым нефтяным кризисом, Golf стали оснащать дизельным двигателем. А тем временем, «Жук» побил рекорды мировых продаж. С более чем 15 млн. выпущенных единиц, эта модель оставила позади даже знаменитый Ford T. В 1978 г. сходит последний «Жук» с конвейера немецкого завода, но в Бразилии он выпускался еще некоторое время.
В 1980 г. Golf претерпел изменения в кузове. Под названием Volkswagen Jetta он стал производиться с кузовом седан. В 1981 г. появляется модифицированный Passat, которому добавили хорошей оснастки. Эту модель с 5-ти цилиндровым двигателем назвали Santana. Также «Фольксваген» развивает сотрудничество с Китаем. Santana начинает собираться в Шанхае. Совладельцем еще одного автомобильного бренда становится концерн «Фольксваген, выкупая в 1986 г. часть акций компании «SEAT». В 1988 г. покупателям было представлено спортивное двухместное купе Volkswagen Corrado. Этот стильный автомобиль оснащался 160-сильным мотором и штатным задним спойлером. Спустя год «Фольксваген» пробует свои силы в сегменте небольших грузовиков грузоподъемностью до 1 тонны, выпуская пикап Volkswagen Taro.
К 40-летию выпуска Volkswagen Transporter в 1990 г. было собрано 6 млн. микроавтобусов этой модели. В сотрудничестве с «Фордом», в 1994 г. концерн начинает сборку своего первого минивена Volkswagen Sharan, который является почти полной копией Ford Galaxy, отличаясь только двигателями и наличием полноприводной версии у «Фольксвагена». Концерн также продолжает обновлять свои успешные линейки, такие как Polo, Golf, Passat, Jetta, выпуская их новые поколения. В 1998 г. «Фольксваген» шокирует своих почитателей, презентуя серийную модель малого класса Volkswagen Lupo, которая потребляла всего 3,5 л топлива на 100 км. В этом же году возвращается старина «Жук» в совершенно новой модели, которую со старой роднит разве что концепция кузова и стилизованное внешнее сходство. New Beetle, производство которого было начато на дочернем предприятии «Фольксвагена» в Мексике, собирался на базе Гольфа и сразу завоевал популярность во многих странах мира, особенно в США. В 1998 г. на базе Golf 4-го поколения, был начат выпуск седана С-класса Volkswagen Bora. Также «Фольксваген» начинает устанавливать систему курсовой устойчивости ESP на свои автомобили, которая призвана предотвращать заносы и с 1999 г. почти все модели оснащаются этой системой. В 1998 г. к концерну «Фольксваген» переходят права на бренд «Bugatti», а также «Фольксваген» начинает управлять «Роллс-Ройс» и «Бентли-Моторс».
С началом нового века, концерн вводит в модели Golf 5 такую инновацию, как КПП с преселективным переключением передач DSG. Такая коробка максимально хорошо взаимодействует с двигателем и позволяет повысить экономичность, наряду с повышением мощности на выходе. Отдавая должное популярности автомобилей нового типа MPV (Мulti- Purpose Vehicle - многоцелевой автомобиль), «Фольксваген» в 2001 г. вносит в каталог своих моделей Volkswagen Touran - машину, способную послужить своему хозяину в совершенно разных ситуациях, в туристической поездке, при перевозке грузов, для транспортирования большого количества пассажиров и т.д. В 2003 г. Touran становится лидером продаж в своем классе в Германии. В 2002 г. «Фольксваген» делает подарок покупателям автомобилей представительского класса. Модель Phaeton собирается из тех же деталей, что и Audi A8, Bentley Continental, но при этом стоит намного дешевле. Крупный седан укомплектовывается бензиновыми и дизельными двигателями 4 видов - 6-ти и 12-цилиндровыми с объемами от 3 до 6 литров.
На сегодня, в автосалонах «Фольксваген» покупателям предлагают автомобили широкого спектра. Это и «вечнозеленые» Golf, Passat, Polo, Scirocco, Jetta, MPV-автомобили - такие как Touran, Caddy, кроссовер Tiguan и джип Touareg, пикап Amarok, представительский Phaeton, коммерческие автомобили - Craffter, Transporter, автобусы Altair и Sirius. В концерн входят - Volkswagen, Audi, Skoda, SEAT. «Фольксваген» - один из крупнейших концернов, который имеет свои заводы в 15 странах мира.
26 июня 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua
Источник: Volkswagen.InfoCar.ua
Обсуждение статьи
"Теперь будем ждать нового завода Volkswagen в Украине. Выбросим все "ведра с болтами" и будем ездить на хороших машинах" - мечты, мечты, мечты. В украине наши захотят такие откаты, что здравомыслящий человек ни когда не захочет связываться с нашими правителями!!!
+3-3ОТВЕТИТЬрано ещё в украине делать завод, как бы обидно не звучало но у нашего народа мозг не включает ответственность при сборке авто...
+2-3ОТВЕТИТЬВ Германии заботятся о народе, а у нас о своем кармане.
+4-2ОТВЕТИТЬВот только жаль, что Фольксваген Гольф давно перестал быть народным автомобилем, как и Мини.
+4-1ОТВЕТИТЬGariSP, вы давно интересовались ценами? Сейчас Гольф на автомате стоит 21500 у.е., а в хорошей комплектации 25500 (с кучей премиальных опций). Не все так грустно. Грустно - это дорогая по деньгам и дешевая по исполнению тойота камри, которая еще и беднее по опциям более доступного пассата.
+2-2ОТВЕТИТЬ